Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург (M11)
LifeStyleНаши дороги

Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург (M11)

0 0 827

Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11) — строящаяся (в эксплуатацию введены отдельные участки) скоростная автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. На некоторых участках за проезд предполагается взимать плату. После постройки существующая федеральная трасса М10 E 105 «Россия», которая на отдельных участках исчерпала свою пропускную способность, будет служить бесплатным дублёром новой платной автодороги.

Общая протяжённость автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург составит около 700 км (684 км). Это одна из первых крупных автодорог России, проезд по которой будет платным. Начиная от границ Москвы, новая трасса пройдет по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км) до границ Санкт-Петербурга.

Дорога категории 1А будет иметь от двух до пяти полос в каждую сторону и расчётную скорость движения 150 км/ч. На её протяжении будет возведено сто мостовых сооружений, а также будет построен ряд транспортных развязок.

Ввод в эксплуатацию скоростной автотрассы Москва-Петербург планируется в 2018 году. Строительство участка протяжённостью 217 км начнется в 2014 году и должно быть закончено в начале 2018 года, к началу Чемпионата мира по футболу, проводимого в России. Со вводом автодороги в эксплуатацию по всей протяжённости, Санкт-Петербург станет вторым, после Уфы, городом России, имеющим автомобильное сообщение с Москвой сразу по двум автомобильным дорогам федерального значения.

Стоимость проекта составляет 152,8 млрд рублей, из которых 15,96 млрд рублей должен инвестировать исполнитель. Платными на новой трассе будут два участка общей протяженностью 606 км (из первоначального плана строительство исключен участок трассы от г. Клин до пос. Медное).

По состоянию на март 2016 года в эксплуатацию введены участки с 15 по 58 километр (Москва — Солнечногорск) и с 258 по 334 километр (обход Вышнего Волочка).

Экономическая часть

Для строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург впервые в России применён механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП), обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.

На начало 2011 года указанный механизм реализовался пока только при строительстве головного участка трассы с 15-го по 58-й км. Однако в планах Госкомпании «Автодор» уже значатся новые участки, которые будут строиться и эксплуатироваться в рамках ГЧП — с 58-го по 149-й км и на въезде в Санкт-Петербург (с 646-го по 684-й км).

В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с Внешэкономбанком и Сбербанком России, в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счёт размещения инфраструктурных облигаций.

Сообщалось, что в финансировании проекта планировал участвовать Европейский банк реконструкции и развития, который якобы должен был предоставить значительную часть инвестиций (до $1,5 млрд) на строительство первого участка магистрали. В январе 2011 года в СМИ появилась информация, что ЕБРР отказался от финансирования стройки в связи с тем, что участие в проектах, наносящих ущерб экологии, запрещено внутренним кодексом банка. Однако официальный представитель банка опроверг эту информацию, заявив, что ЕБРР не планировал финансировать строительство головного участка дороги, и средства на строительство были найдены без привлечения иностранных инвесторов («отказываться от того, куда нас не приглашали, мы просто не могли»). При этом он не исключил, что ЕБРР примет участие в строительстве других участков этой трассы.

Стоимость строительства участка км 646 — км 684 в ценах 2014—2016 годов без учёта затрат на подготовку территории строительства оценивается в 37,8 млрд рублей . Инвестор должен обеспечить 25 % финансирования проекта. Государство обеспечивает 75 % финансирования строительства, а также предоставляет проектно-сметную документацию и осуществляет подготовку территории. Проект будет реализован по концессионной схеме «прямого взимания платы».

Карта пролегания автодороги в Московской и Тверской областях.

Стоимость проезда

Концессионерами участка с 15 по 58 км изначально было запланировано, что размер средневзвешенного тарифа за проезд по головному участку дороги составит 3,62 руб./км без НДС в ценах 2007 года. Тариф будет варьироваться в зависимости от категории транспортного средства, времени суток, частоты пользования трассой и т. д.

Средняя стоимость проезда по платной автотрассе М-11 Москва — Санкт-Петербург составит примерно 2—2,5 рубля за один километр. Проезд по участку на входе в Санкт-Петербург длиной 37 километров обойдется в 2,2 руб./км. На остальных платных участках трассы (центральная часть дороги, проходящая по Новгородской, Тверской и части Московской области) проезд обойдется примерно в 1 руб./км для водителя легкового автомобиля. Таким образом, весь проезд обойдется примерно в 600 рублей. В июне 2013 года в рамках Международного экономического форума, проводимого в Санкт-Петербурге, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Кельбах заявил, что цена проезда по дороге может составить около 1100—1200 рублей.

Обоснование строительства

Разработка проекта дублера существующей автодороги Москва — Санкт-Петербург М-10 «Россия» велась на протяжении длительного периода времени, первоначальная концепция дублера была включена в генплан Москвы и Московской области в начале 1970-х годов.

Максимальная загрузка федеральной автомобильной дороги М-10 уже в настоящий момент превышает нормативную загрузку как минимум в три раза. При нормативной пропускной способности 40 тысяч автомобилей в сутки на сегодняшний день интенсивность движения доходит до 130—170 тысяч автомобилей. В результате превышения максимально допустимой нормы по загрузке, средняя скорость движения по трассе М-10 на подъезде к Москве составляет 10 км/ч, снижаясь в пиковое время до 5—7 км/ч. Уровень аварийности на трассе М-10 превышает почти в три раза среднее по России нормативное значение. Уровень загрязнения воздуха на территории, прилегающей к федеральной автомобильной дороге М-10, превышает в 3—5 раз принятые в Российской Федерации санитарные нормы.

25 января 2016 года Президент России Владимир Путин подверг критике стоимость проезда, установленную на участке трассы с 15-го по 58-й км (от Москвы до Солнечногорска): «сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, „вздули“ цены так, что проехать невозможно».

Характеристики трассы

Проект предусматривает следующие основные характеристики строящейся автодороги:

Общая протяжённость: 684 км
Техническая категория: автомагистраль(IA)
Количество полос движения: 4, 6, 8, 10
Ширина полосы движения: 3.75 м
Ширина разделительной полосы: 5 м
Ширина обочины: 3,5 м
Расчётная скорость движения: 150 км/час
Минимальный радиус кривой в плане: 1200 м
Минимальный радиус кривой в продольном профиле:
- вогнутой: 8000 м
- выпуклой: 30000 м
Максимальный продольный уклон: 30 ‰
Природно-климатические условия: Трасса проектируемой дороги проходит по 4 областям России, климат которых изменяется от умеренно континентального (Московская, Тверская) и до переходного от континентального к морскому (Новгородская область, Ленинградская область), что влияет на требования к проектированию трассы.

Проект получил необходимые разрешения и согласования, включая положительное заключение государственной экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций и положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на стадии утверждения инженерного проекта.

На головном участке скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург будет установлена централизованная автоматизированная система управления дорожным движением, предоставлена современная связь с применением последних достижений информационных технологий, служба эвакуации, пункты аварийной связи. На всей протяжённости головного участка скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург будут установлены разделительные барьеры и освещение.

По информации сайта Федерального дорожного агентства, весь комплекс мероприятий по сбережению и восстановлению природной среды был разработан с учетом требования сохранения биоразнообразия, и включает полное восстановление лесного фонда за счёт дополнительного озеленения, а также применение ряда природоохранных технологий, в частности, строительство специальных подземных туннелей для миграции представителей как крупной, так и мелкой фауны.

Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду проектом предусмотрены:

1. Очистка ливневых и талых вод с использованием передовых технических средств и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод;
2. Работы по рекультивации почв после проведения строительных работ;
3. Постоянный мониторинг концентрации основных загрязняющих веществ в воздухе;
4. Озеленение придорожной территории.

С целью уменьшения негативного акустического воздействия проект предусматривает постройку шумозащитных экранов вдоль трассы.

Экологические проблемы

Химкинский лес

В 2010 году проблемы со строительством трассы через Химкинский лес возникли из-за протестов общественных организаций (наиболее крупная из которых «Движение в защиту Химкинского леса»), несогласных с вырубкой леса под будущую трассу. К концу июля протестующим удалось добиться прекращения работ, но позже комиссия Правительства Российской Федерации под председательством вице-премьера Сергея Иванова, заседание которой состоялось 14 декабря 2010 года, приняла решение об утверждении изначального маршрута трассы через Химкинский лес.

Предполагаемый маршрут прохождения трассы рассекает Химкинский лес надвое

«Первоначальный вариант прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес абсолютно обоснован и законен», — заявил Иванов. Члены комиссии назвали это решение взвешенным и компромиссным. Это решение поддержал президент России Дмитрий Медведев (летом 2010 признававший необходимость приостановления работ для повторной экспертизы). Помощник Президента Российской Федерации Аркадий Дворкович отметил, что «после принятия Президентом решения о приостановлении строительства автодороги и о проведении дополнительных консультаций был проделан огромный объём работы, что позволило серьёзно улучшить проект».

В рамках подготовки строительства и эксплуатации головного участка автодороги был разработан комплекс экологических мероприятий общей стоимостью 4 млрд руб. Данный комплекс включает, в том числе: строительство шумозащитных экранов, переходов на путях миграции крупных животных, локальных водоочистных сооружений, автоматических пунктов мониторинга воздуха, специальные мероприятия по защите рыбоохранных зон, компенсационную посадку зеленых насаждений, очистку Химкинского леса от несанкционированных свалок. 3 ноября 2011 кабинет министров объявил о выделении 12 млрд рублей на компенсационные мероприятия по воспроизводству участков леса, вырубленных в ходе строительства скоростной магистрали.

Завидово

Конфликтная ситуация сложилась и вокруг прохождения трассы у границ национального парка «Завидово». В 2007 году указом президента России № 654 границы «Завидово» были расширены на восток до железной дороги Москва — Санкт-Петербург, в результате чего планируемая платная дорога оказалась на территории национального парка. Вместе с тем отмечалось, что фактически этот указ президента не вступил в силу, так как правительство России до сих пор не подписало соответствующее постановление.

Ряд общественных организаций выступил против строительства трассы через территорию «Завидово», было организовано несколько уличных акций. В итоге было объявлено о том, что участок особо охраняемой природной территории, через который должна пройти автомагистраль, будет урезан, а вместо него «Завидово» получит территории в другом месте.

Пулковская обсерватория

На подходе к Санкт-Петербургу трасса проходит через охранную зону Пулковской обсерватории. После окончания строительства трасса принесёт дополнительные засветку и запыление, что осложнит научную работу обсерватории.

Источник
0 8270
Мнения читателей