Трофи-рейд — это соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах. Соревнования по трофи-рейдам, как правило, проводятся на секундомер, но в некоторых соревнованиях необходимо просто уложиться в зачетное время и успешно пройти все спецучастки и выполнить задания всех соревновательных этапов.
Обязательно присутствуют старт, финиш трофи-рейда, а также спецучастки и другие соревновательные этапы.
Спецучасток — это отрезок маршрута, проложенный по бездорожью, с контрольным временем прохождения. Бездорожье на спецучастке может быть настолько сложным, что прохождение нескольких километров может занять целый день. Задания для участников трофи-рейда может состоять не только в прохождении бездорожного участка. Часто это задание с применением GPS навигации или ориентирования по легенде.
Прохождение некоторых отрезков маршрута, в том числе спецучастков, требует больших возможностей техники и высокой подготовки спортсменов. Поэтому обычно автомобили специально готовят к участию в соревновании, как правило, в специальных мастерских или самостоятельно спортсменами. Скорости на маршруте трофи-рейда невысоки, поэтому основное внимание уделяется надёжности техники. Кроме того, трофи-рейды — весьма опасный вид спорта, и хорошо подготовленный, надёжный автомобиль может стать условием не только выигрыша, но и сохранения жизни и здоровья спортсменов. Минимальная подготовка включает установку «защит». Кроме того, обычно увеличивают дорожный просвет, устанавливают специальные колёсные диски. Часто производят форсировку двигателя, а во избежание попадания воды в двигатель устанавливается воздушный коллектор с забором воздуха на уровне крыши автомобиля. Кроме всего, на автомобиль устанавливаются необходимые на маршруте аксессуары: лебёдки, аккумуляторы повышенной ёмкости и т. д. Часто автомобиль, по сути, перестраивают — от базовой комплектации не остаётся практически ничего (трофи-рейд по классификации ТР3).
Участниками трофи-рейдов становятся экипажи. Экипаж состоит как минимум из двух человек — пилота и штурмана. Обычно зачёт индивидуальный, но иногда организаторы могут ввести командный зачёт, тогда несколько экипажей объединяются в команду.
На территории РФ официально проводится Чемпионат России и Кубок России по трофи-рейдам. С 2017 года вступит в действие принятая Российской Автомобильной Федерацией рейтинговая система отбора спортсменов.
В мире не так уж много крупных внедорожных соревнований:
«Outback Challenge» в Новой Зеландии
«Croatia-Trophy» в Европе
«Rainforest Challenge» в Малайзии
«Ладога-Трофи» в России.
«Сусанин-Трофи» в России.
«Украина Трофи» на Украине.
«Паплавы» в Белоруссии.
На Украине 1-3 мая 2009 года был проведён первый официальный трофи-рейд «Харьков-трофи 2009».
Впервые спортсмены (трофисты) получили лицензии Федерации автомобильного спорта Украины. Заявку на проведение подал «Харьковский оффроад клуб».
Трофи-рейд проходил по Балаклейскому и Змиевскому районам Харьковской области.
Регламент соревнований предусматривал 5 зачётных групп участников:
1. ATV (квадроциклы)
2. Рейд (стандартные автомобили формулы 4х4)
3. ТР-1 (подготовленные стандартные автомобили 4х4)
4. ТР-2 (усиленно подготовленные автомобили 4х4)
5. ТР-3 (переделанные (или изготовленные) внедорожники с минимальными ограничениями переделок, изменений (прототипы)
Трофи-рейд состоял из трёх этапов, каждый продолжительностью от 8 до 12 часов
1й — спецучастки (СУ)
2й — GPS-ориентирование
3й — линейный участок
Для класса «Рейд» — все три дня—отдельные трассы СУ и GPS ориентирования.
Общая протяжённость спецучастков и точек GPS ориентирования (с доездами) составила 400км
Основной маркой участников был УАЗ, также принимали участие: Судзуки Самурай, Ниссан Патруль, МВ Гелендваген, Нива ВАЗ 2121, Мицубиси L200, Тойота, прототипы.
Данное соревнование — ещё один весомый штрих в развитии трофи-рейдов.