Поправки в закон об ОСАГО: что ждет водителей?
НовостиНовости автомира

Поправки в закон об ОСАГО: что ждет водителей?

0 0 487
После 28 апреля автовладельцев, попавших в ДТП и имеющих на руках договор ОСАГО, ждут новые правила возмещения ущерба. Если раньше страховщик с потерпевшим рассчитывался только деньгами, то теперь он постарается отремонтировать авто.

Новшества

17 марта 2017 года Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО. Их уже утвердил Совет Федерации и подписал президент РФ Владимир Путин. В новой редакции закон предписывает страховщикам направлять владельцев поврежденных транспортных средств в сервисные центры, с которыми страховые компании заключили договоры на ремонт.

Натуральное возмещение по ОСАГО предполагает следующие условия:

  • Сервисный центр, с которым страховщик заключает договор, должен находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или пункта проживания потерпевшего.
  • Список станций техобслуживания, с которыми страховая компания заключила договор, должен публиковаться на официальном сайте страховщика.
  • Если автоцентр находится дальше 50 километров, страховщик обязан оплатить доставку повреждённого транспортного средства в мастерскую.
  • Владелец поврежденного автомобиля может выбирать автоцентры из списка СТО, с которыми данная страховая компания заключила договор.
  • При наличии письменного согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта на СТО, которого нет в списке. В таком случае страховщик выдает потерпевшему направление и оплачивает ремонт.
  • Если повреждённый автомобиль эксплуатируется не более двух лет, восстановительные работы должны проводиться в официальном дилерском центре.
  • Гарантии на ремонт транспортных средств в рамках натурального возмещения по ОСАГО составляют 6 месяцев, а в случае кузовных и малярных работ – 12 месяцев.
  • В ремонте должны использоваться только новые комплектующие, если владелец автомобиля не дал отдельного разрешения на применение деталей, бывших в употреблении (такое может случиться, если автомобиль устаревшей марки, детали на которую не выпускают).
  • Ремонт должен быть проведен за 30 рабочих дней, считая с момента доставки автомобиля в сервисный центр. Каждый день просрочки обойдётся страховщику в 0,5% от суммы страховой компенсации.

Но закон полностью не исключает денежной компенсации ущерба. Деньги владельцу разбитого авто выдадут:

  • когда авария привела к полному уничтожению транспортного средства без возможности восстановления, смерти, тяжким или средним повреждениям здоровья;
  • если потерпевший – инвалид;
  • если страховая компания неоднократно нарушала перечисленные положения. При подобном запрете страховщик будет снова возвращён к денежным компенсациям страховых случаев.

Нюансы

Казалось бы, в новой редакции закона появилось много хорошего. Например, депутаты предусмотрели проведение ремонта в подавляющем случае новыми запчастями, обязали восстанавливать новые автомобили в дилерских центрах за счёт страховой компании и т. д. Но эксперты сомневаются, что всё пойдет гладко. Так, зампред Алтайской краевой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы Максим Витвинов обращает внимание на то, что автовладельцу будет предложен узкий перечень специализированных организаций, с которыми страховщик заключил договор. А чтобы добиться ремонта в СТО, не вошедшей в перечень, надо очень постараться.

Здесь есть еще один нюанс. Сейчас автовладелец может самостоятельно выбрать любую мастерскую, в том числе гараж знакомого дяди Вани, зная, что тот починит автомобиль как следует. Теперь придется ремонтировать у незнакомых мастеров. Что они там засунут в автомобиль - непонятно. Возможно, это будет новая деталь, но в законе не сказано, что она должна быть оригинальной. Так что никто не мешает установить дешевый китайский аналог.

Кто-то скажет, что будет стоять рядом со слесарем и следить, как он выполняет ремонт. Закон о защите потребителей это позволяет. Но уже есть прецеденты, когда мастерские, работающие со страховой компанией, не позволяют владельцу машины присутствовать во время ремонта, ссылаясь на то, что он будет длиться несколько дней. Не будешь же неделю находиться в мастерской.

Кроме того, имея на руках деньги, заказчик торговался с мастерскими, добиваясь более низкой стоимости ремонта. А полученную выгоду мог потратить на более качественную деталь, материалы или, в конце концов, положить себе в карман, разделив таким образом ответственность за качество ремонта с мастерской.

Максим Витвинов обращает внимание на увеличение сроков ремонта. Если сегодня потерпевший после сдачи всех документов в страховую компанию в течение 20 календарных дней может получить уже выплату, а обычно по соглашению сторон деньги приходили через 10 дней, то теперь ремонт будет проводиться до 30 рабочих дней, а значит, до 40 календарных. Но СТО могут не соблюсти и эти сроки ремонта. Например, в Барнауле в месяц выплачивают примерно 1200 страховок ОСАГО. На ремонт каждого автомобиля уходит несколько дней. Если сейчас большая часть ремонтов проходит по гаражам, то с 28 апреля их можно будет проводить только в легальных мастерских. Существующий рынок официальных ремонтных организаций может не справиться с таким объемом работы. Либо в СТО вытянутся огромные очереди, либо будет страдать качество ремонтов.

И последнее. Этого закона страховщики добивались, чтобы оставить без работы недобросовестных автоюристов и исключить мошеннические схемы, когда обстоятельства ДТП выдуманные. Но и с новым законом их не устранить, уверен Максим Витвинов: «Как показывает практика нашей работы, мошенники разбивают автомобиль так, что наступает его конструктивная гибель. Такую машину никто ремонтировать не будет, так как ремонт обойдется дороже рыночной цены автомобиля. И в этом случае страховая компания должна компенсировать ущерб деньгами до 400 тыс. рублей, как и в пока еще действующем варианте закона.

И автоюристы без работы не останутся. После ремонта владелец, например, автомобиля «Тойота» говорит ремонтной компании: «Этот бампер подлежал замене, а вы мне старый запаяли». Обращается к экспертам, они подтверждают, что согласно методике длина трещины была более 100 мм, поэтому бампер подлежал замене. Составляется в страховую компанию претензия о ненадлежащем качестве ремонта. Страховщик не соглашается с ней. И претензия трансформируется в исковое заявление в суд. А суд будет на стороне автовладельца и еще вменит страховой компании штраф и неустойку. Схема удлинилась, а метод остался прежний».

Источник
0 4870
Мнения читателей