Спец. права на управление внедорожником — 5 аргументов «За»!
Для управления габаритными внедорожниками нужно ввести отдельную категорию прав. Эксперт приводит резонные доводы.
Недовольство моего друга можно было понять. Субтильное существо за рулем подрезавшего нас огромного джипа явно не догадывалось, для чего служит разметка и почему машинки, на которые оно взирает свысока, то и дело возмущенно кому-то сигналят.
— Она же не умеет! — бушевал друг. — Кто ей купил этот танк? И я не понимаю, почему вождению грузовиков обучают, а вот за руль здоровенного джипа может сесть кто угодно? А если ей завтра самолет купят, она и по Шереметьево начнет кататься? Между боингами!
Друг еще долго возмущался — мол, для управления здоровенными джипами нужна отдельная категория прав. А я начал прикидывать аргументы «за». Потому что внутренне был с этим согласен.
Понятно, что дело не только в том, что за рулем огромной машины оказалось худенькое существо определенного пола. В конце концов, все современные машины давно лишились тугих педалей и неповоротливых рулей. Но взамен они обрели мощные моторы, легкие органы управления и кучу башковитых микропроцессоров, поначалу порождающих у водителя чувство легкости и вседозволенности. И это сыграло дурную шутку с неподготовленными водителями.
Впрочем, пора загибать пальцы…
1. Габариты внедорожника
Чем больше габариты машины, тем сложнее ею управлять. Предельный случай — длиннющий свадебный лимузин, который физически не способен поворачивать во двор из крайнего правого ряда или переезжать через горбатые мостики без риска превратиться в качели… Аналогичным образом любая машина длиной под 6 метров требует при поворотах правильно «заносить морду». А высокий автомобиль при заезде в подземные паркинги просит заранее оценивать высоту въездных ворот.
2. Обзорность внедорожника
Сверху видно хорошо, спору нет. Но… не всё — многое остается «за кадром». Именно поэтому габаритные машины так часто зажимают при повороте маленькие автомобильчики — мол, откуда он тут взялся? А не заметить возле переднего правого крыла ребенка на велике — проще простого. А еще спереди нависает огромный капот, перед которым, извините, ни черта не видно. Та же история сзади.
3. Центр тяжести внедорожника
Обычно в таких случаях говорят: «Не справился с управлением». А кто-нибудь учил этого водителя справляться с управлением такими машинами?
Понятно, что он расположен высоко: это же внедорожник! Клиренс — большой, колеса — огромные, ход подвески — серьезный, сам по себе кузов — высокий. А если машина рамная, то центр тяжести уползает еще выше. Поэтому при резких поворотах или перестроениях существует риск опрокидывания.
4. Полный привод внедорожника
Не все знают, что полноприводный автомобиль — самый сложный для управления в заносе. Срыв в занос, как правило, происходит совершенно неожиданно, и выйти из него сложно. И если нетренированный водитель не чувствует баланс руля и газа, то поездка может кончиться в кювете.
5. Размещение груза
Большой пикап невольно провоцирует владельца к перевозке тяжелого груза типа мешков с цементом. Это понятно и вполне допустимо, но на практике такая перевозка обычно сводится к одному: накидал мешков и поехал. И только в дороге понимаешь, что при любом ускорении мешки оживают, непредсказуемым образом влияя на устойчивость машины. Очевидно, что груз должен быть размещен и закреплен не абы как, а «по делу». Но обучен ли этому владелец?
Почему не учат ездить на таких машинах?
Про купленные права и липовые автошколы писали и пишут много. Печально, но эта тема давно уже не вызывает какого-либо трепета или недовольства — мол, это и так общеизвестно. Однако позволю себе заметить, что даже в нормальных школах обучают езде на «обычных» легковушках, а вовсе не на внедорожниках!
В советские времена, понятное дело, никаких огромных внедорожников просто не было. Даже «газики» с «уазиками» в продажу не поступали. Но зато были штампы в водительских удостоверениях — «Без права работать по найму», разделяющие любителей и профессионалов. А еще были автошколы, обучавшие управлять серьезной техникой. Потому что всем было понятно: требования к водителям габаритных и тяжелых машин должны быть серьезнее, чем к владельцу Москвича. И не случайно даже сегодня требования ПДД к легковушкам и грузовикам различны. И автомобиль с разрешенной максимальной массой более 3,5 т даже на автомагистрали не имеет права разгоняться выше 90 км/ч.
Обидно, но честная автошкола сегодня не выгодна никому. Учащиеся предпочитают получить права побыстрее, преподаватели хотят побыстрее обогатиться, ГИБДД — ладно, не будем об этом… А между тем сегодня автопарк страны резко поменялся. Но огромные «эскалады» ESV и Мерседесы G500 при этом формально приравниваются к скромным «грантам» и «солярисам», хотя их полная масса легко переваливает за трехтонный рубеж. Неужели всем непонятно, что нельзя бездумно допускать к управлению такими машинами неподготовленных водителей? А особенно — зеленых новичков, опьяненных сознанием своего «величия».
Вообще говоря, подобные инициативы то и дело кем-то планируются. Кто-то намеревался запретить водителям со стажем менее 4 лет садиться за руль автомобилей с мощностью более 150 лошадок. Но, на мой взгляд, это однобокий подход, который вряд ли будет в итоге одобрен. Впрочем, посмотрим.
Все вышеизложенное будет, скорее всего, истолковано значительной частью населения как покушение на свободу, ограничение прав и т.п. Да, именно так — особенно в части прав. Причем в буквальном смысле слова. Потому что я убежден: пускать за руль громоздких и тяжелых автомобилей можно только специально подготовленных водителей.
Всех, кто имеет особое мнение по данному вопросу, приглашаю высказаться.
А еще владельцы больших внедорожников должны уметь пользоваться различными видами тросов, надевать браслеты на колеса в «полевых условиях» и быть готовыми к быстрой мобилизации.
#внедорожник #права #пикап #категорияПрав #заРулем #автошкола #гибдд