Российский колесный вездеход «Шерп»
LifeStyleВоенная техника

Российский колесный вездеход «Шерп»

0 0 1318

Транспортные средства повышенной проходимости представляют большой интерес как для военных, так и для различных гражданских структур. Новые модели вездеходов появляются довольно часто, их разработкой занимаются как известные компании-производители, так и энтузиасты-одиночки, влюбленные в свое дело. Одной из самых интересных новинок последних лет стал российский колесный вездеход «Шарп», созданный питерским инженером Алексеем Гарагашьяном. Разработка вездехода началась в 2012 году, а впервые эта машина была представлена широкой общественности в 2015 году.

Алексей Гарагашьян – довольно известная личность в кругу любителей техники повышенной проходимости. На его счету несколько вездеходов с весьма высокими характеристиками проходимости. Однако именно «Шерп» стал наиболее удачной разработкой конструктора, сегодня эта машина выпускается серийно и пользуется довольно неплохим спросом. Этот вездеход имеет оригинальную конструкцию, которая представляет собой удачный микс проверенных и оригинальных технических решений.

По своей проходимости этот российский колесный вездеход не только не уступает гусеничным образцам подобной техники, но и во многом превосходит их. Кроме того, эта машина отличается компактностью, отличным уровнем маневренности, надежностью и имеет весьма просторный салон для своих габаритов.

Серийное производство «Шерпа» налажено в Санкт-Петербурге.

Описание машины

Первое, что бросается в глаза после первого взгляда на вездеход «Шерп», это его огромные колеса. Они имеют размеры 1600 х 600 х 25 и являются главной изюминкой машины. Именно благодаря оригинальной конструкции шин и ходовой части российский вездеход «Шерп» может преодолевать препятствия высотой до одного метра, взбираться на крутые склоны, плавать. Этой машине абсолютно все равно что находится под ее колесами: песок, снег, твердый грунт или болотный торф.

В одном из интервью Гарагашьян отметил, что его вездеход состоит в основном из колес, а двигатель, трансмиссия и ходовая часть – это лишь второстепенные элементы его устройства.

Колеса «Шерпа» бескамерные, низкого давления. Чтобы шины нормально выполняли свои функции, конструктору пришлось решить немало сложных технических задач. Сложнее всего было обеспечить нормальное взаимодействие колеса и диска.

Дело в том, что шины низкого давления при деформациях часто самопроизвольно разбортируются, что, конечно же, является неприемлемым. Поэтому для колес «Шерпа» пришлось разработать дополнительные механизмы крепления шины, диски вездехода также имеют особую конструкцию, препятствующую разбортированию. Кроме того, конструкция колеса препятствует налипанию грязи и намерзанию льда.

Создателям вездехода во время своей работы пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, связанными с конструкцией шин, которые есть в наличии. Те образцы, которые выпускаются серийно, приходилось дорабатывать, серьезно изменяя протектор.

Цитата:
«Шерп» оснащен оригинальной централизованной системой подкачки шин, для поддержания в них нужного давления используются выхлопные газы машины. Двигатель накачивает колеса до рабочего давления за пятнадцать секунд.

С помощью изменения давления в шинах можно менять характеристики проходимости машины, адаптировать ее к разным условиям.

Ходовая система машины имеет весьма оригинальную конструкцию: подвеска как таковая отсутствует, колеса жестко крепятся к корпусу вездехода и не могут двигаться вертикально. Функцию подвески выполняю колеса.

Все шины соединены в единую пневматическую систему с помощью труб большого диаметра, и газы могут свободно перемещаться из одной шины в другую. При наезде на препятствие передним колесом давление в нем увеличивается, и газы перетекают в другие колеса. Сам изобретатель назвал эту систему пневмоциркуляционной.

Главным ее преимуществом является то, что при наезде на любое препятствие шина как бы охватывает его, обеспечивая максимальный контакт. Таким образом вездеход сохраняет отличное сцепление с поверхностью на любом типе трассы. Однако есть у подобной конструкции ходовой части и некоторые недостатки.

Пневмоциркуляционная система неплохо ведет себя на средних и низких скоростях, на высокой скорости она не справляется с вибрацией, которую вызывает неровная поверхность.

Использование в конструкции вездехода огромных колес отразилось на конструкции остальных элементов машины, а также на ее внешнем облике. В своих пропорциях корпус машины напоминает прямоугольник, в котором высота вездехода практически равняется его ширине. Общие размеры «Шерпа» составляют 3400 мм (Д) х 2520 мм (Ш) х 2300 мм (В). Масса машины составляет всего лишь 1300 кг. Нормальная грузоподъемность вездехода – 500 кг. Именно при такой нагрузке «Шерп» может эффективно преодолевать различные препятствия.

Цитата:
Корпус угловатый, вписанный в пространство между колесами. В его передней части находится кабина водителя, за ней находится платформа, на которой размещаются пассажиры или груз. Над колесами расположены изогнутые крылья, соединенные перемычками. Корпус «Шерпа» стальной.

В центральной части машины расположен двигатель и трансмиссия. На «Шерпе» установлен дизель Kubota V1505-t, который развивает мощность 44,3 л. с. и коробка передач с пятью ступенями. На первых машинах она соединялась с помощью дифференциала с вентилируемыми тормозными дисками, то есть выполняла еще и функцию управления вездеходом. На серийных машинах такая конструкция была заменена на механизм поворота, основанном на фрикционах.

В кабине водителя находятся педали газа и сцепления, а также рычаг коробки передач. Кроме того, есть два рычага, соединенные с гидроприводами бортовых тормозов. Так что «Шерп» управляется как танк: блокировкой колес одного из бортов. Такой способ управления обеспечивает вездеходу значительную маневренность: он способен сделать разворот буквально на одном месте. Правда, этот способ управления накладывает на вождение машины определенные ограничения.

Емкость стандартного топливного бака «Шерпа» — 58 литров. По желанию заказчика дополнительные баки могут быть установлены в дисках колес, их максимальный объем – 200 литров. В час вездеход тратит 2-3 литра топлива в зависимости от сложности трассы.

В кабине находится место для водителя и еще одного пассажира, они оборудованы обычными автомобильными сидениями и ремнями безопасности. Между сидениями расположены рычаги переключения передач и ручной тормоз. Перед водителем находятся индикаторы приборов контроля.

Из-за большого диаметра колес сделать боковые двери на «Шерпе» не представляется возможным. Поэтому для посадки в кабину предусмотрена передняя дверь-аппарель, которая находится перед пассажирским сидением. Для входа ее необходимо опустить, а лобовое стекло – поднять. Боковые стекла кабины также поднимаются и фиксируются в нужном положении.

Задняя площадка служит для перевозки грузов или пассажиров. Нижняя ее часть неизменна у всех модификаций вездехода, а верхняя может различаться. Вход в заднюю часть «Шерпа» производится через кормовую откидную дверь. Есть возможность для буксировки прицепа.

Благодаря герметичности корпуса «Шерп» может преодолевать водные препятствия. Передвижение по воде происходит за счет прокручивания колес. Скорость вездехода на воде составляет 6 км/ч.

На нормальной дороге «Шерп» может разогнаться до 45 км/ч. Машина может передвигаться по разным типам поверхностей, даже с небольшой плотностью. Она отлично плавает, может выходить на берег даже в сложных условиях. Особой гордостью создателей «Шерпа» является его уникальное умение выбираться из воды на лед.

Модификации

На сегодняшний день существует две модификации вездехода, отличия их минимальны:

«Стандарт». Этот вариант вездехода имеет тканевой тент, три аккумулятора, высокопрочную покраску кузова, галогенные фары, жидкостный отопитель салона и систему изоляции двигателя. Стоимость комплектации — 3,85 млн рублей.

«Кунг». Данная модификация имеет жесткий кунг и стоит на 250 тыс. рублей дороже «Стандарта».

По желанию заказчика на вездеход можно установить LED-фары, дополнительный генератор, отопитель, а также изготовить прицеп, на котором можно транспортировать «Шерп».

Технические характеристики

Двигатель Дизель Kubota V1505-t
Мощность 44 л. с.
Ширина × Высота 2520×2300 мм
Длина 3400 мм
Скорость (вода/суша), км/ч 6/45
Топливный расход, л/ч 2-3
Источник
0 13180
Мнения читателей